Дворянское собрание Санкт-Петербурга

Среда, 18.10.2017, 19:28

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | продолжение | Регистрация | Вход

продолжение Интервью

- Вы упомянули о связи между законами Природы и законами человеческого социума. Известно мнение, распространителями которого были Декарт, Бэкон, Маркс, Ленин и другие, что человек и человеческий социум  несопоставимы по своему уровню со всем тем, что существует в Природе. Что Вы скажете об этом?

 - Да, именно это самоуверенное высокомерие незрелых выводов, в совокупности с безудержным сверхпотреблением, и привело человечество к той пропасти, называемой экологической катастрофой, на краю которой мы все оказались. Но оно же породило и тяжелейшие экономические и политические кризисы. В. Песков справедливо высказал мысль о том, что люди до сих пор имеют всё ещё очень поверхностные представления о законах Природы. Он заострил внимание на основах нравственности и духовности, существующих у животных. Об этом писал ещё профессор Б.Ф. Поршнев, опираясь на наблюдения Ч. Дарвина, об этом говорили многие европейские философы. Природа содержит в себе неисчерпаемые духовные и информационные ресурсы, которые только начинает замечать современное человеческое общество, хотя для многих культурных традиций древности это было очевидно.

Именно в законах Природы и только в них можно найти гармоничные принципы построения экономики, государственности, и даже внешнеполитических отношений. В микро- и макросистемах, в космических и биологических системах, в молекулярных и квантовых взаимодействиях мудрый взгляд способен увидеть общие законы Мироздания - то, что в Ригведе называлось Ритой. Возьмите любую экосистему, любой здоровый живой организм (свободноживущий, а не паразитирующий) или даже клетку, - везде вы увидите идеальную организацию управления и обратной связи, производства и доставки продукта производства к месту назначения, идеальную организацию сбора и хранения жизненно важной информации, передачи информации, организацию правовых отношений, организацию взаимодействия подсистем и надсистем. А вот по принципу сверхпотребления живут только раковые клетки. По принципу потребления, без организации полноценного собственного внутреннего производства или обменных отношений в биоценозе или в симбиозе, живут паразиты.

Только с этой точки зрения разрешимы и внутренние экономические и даже внешние политические диспуты. Только с этой позиции видно, кто действительно прав. Какие государства паразитируют на теле других государств и Природы? Какие слои населения, подобно раковым опухолям, поглощают все ресурсы? К сожалению, современные экономисты, политики и государственники не только крайне ограничены в своих узких представлениях, но и не обладают той интуицией и мудростью, которыми были наделены представители высших сословий прошлого. Именно эта государственная мудрость и интуиция, в сочетании с высоким уровнем нравственности и самоотверженностью – и есть главные характеристики  истинной аристократии (родовой и духовной).

 

- Но многие считают, что мир Природы достаточно жесток. Как Вы прокомментируете такую точку зрения?

 - Мне приходилось видеть в передаче «В мире животных» как крокодил, схватив за ногу антилопу гну, помедлив некоторое время, отпустил её. Голос за кадром объяснил это тем, что крокодил был сыт. Удивительным было то, что крупная и сильная антилопа не сопротивлялась, а когда крокодил отпустил её, даже не поранив (крокодилы умеют делать захват зубами, не нанося ранений, именно так они переносят своих новорожденных детёнышей к воде), она спокойно  отошла на несколько шагов и продолжила пить воду. Никаких проявлений ужаса, шока, даже страха не было видно. Невольно поверишь выводам профессора Б.Ф. Поршнева, который утверждает, что из наблюдений Ч. Дарвина следует, что животные наделены даже верой в Бога (а, следовательно, - и в бессмертие души). Разумеется, не всегда и не все травоядные так спокойно и флегматично реагируют на нападение хищника,  но ужас в их глазах вы вряд ли увидите. Ужас у животных вызывает только человек. Действительно, где вы встретите в Природе такие пытки, которые изобрели люди и для животных и для себе подобных? Как назвать таких изобретателей, как не исчадьями ада? Не случайно ведь существуют древнейшие многочисленные народные поверья в то, что животные способны видеть злых духов. Может быть, поэтому злые люди так ненавидят животных?

 

- В чём причины зоофобии?

 - Основной причиной этого заболевания является неполноценное воспитание в детстве, когда родители лишают ребёнка общения с крупными животными. Я много путешествовал и за рубежом и по России, и нередко наблюдал, как в некоторых южнорусских сёлах, женщины, без труда обуздывающие строптивого крупного коня, справляющиеся со стадом коров, панически боятся небольшой группы собак, не представляющих никакой опасности. Несмотря на этот панический женский страх, однако, никаких случаев покусов бездомными животными там никто не мог припомнить; хотя встречались редкие случаи покусов незваных гостей домашними цепными псами, доведёнными своими хозяевами специальными «техниками дрессировки» до «озверения». Собак, взятых из той же бродячей стаи щенками, сажали на короткую цепь, регулярно дёргали за уши, провоцируя агрессивное поведение, кормили одним только хлебом, никогда не выводили за забор на прогулку, спускали с цепи только ночью, а когда щенок становился взрослым, его били нещадно бревном длиной 2 метра и диаметром 15 сантиметров. Оставалось загадкой, как эти животные, привязанные на цепь, умудрялись уворачиваться и хватать бревно зубами, оставаясь живыми и невредимыми, ведь одного попадания такого удара достаточно было бы, чтобы переломить позвоночник. После двух лет такой «дрессировки» собака превращалась буквально в тигра, и её боялись даже все домашние, кроме хозяина. Поэтому некоторые хозяева внутри двора строили дополнительный надёжный забор, чтобы обезопасить своих домашних и гостей, если собака сорвётся с цепи. Это южнорусская традиция, где не принято, чтобы девочки и женщины занимались воспитанием собак. Там это считается исключительно мужским занятием. А вот с конём там справится любая девочка и любая, даже пожилая, женщина, не говоря уже о мужчинах. К коням там относились лучше, чем к людям, и было немало случаев, когда рисковали своею жизнью, спасая не только  боевых коней, но и рабочих лошадей и жеребят. Уважительно относились к быкам и коровам. Быков, вплоть 30-х годов двадцатого века, там не забивали, на них пахали и возили грузы. Мясо ели очень редко и очень мало. Есть же конину, считалось грехом равноценным людоедству. Рассказывали мне жители Дона, что у них, вплоть до раскулачивания, двенадцатилетние мальчики пасли стада быков. В Псковской области, напротив, я лично знал всех жителей одной деревни, где только трое мужчин не были сброшены своими же лошадьми или не опрокинуты ими в телеге (причём это были обычные рабочие лошадки). Один из этих «счастливчиков» - здоровый молодой мужчина никогда даже не садился на свою же лошадь, на которой только пахал, предпочитая ходить в районный центр пешком. К быку там тоже не всякий парень решится подойти; но, зато,  любая девочка легко справляется с большой собакой. Это разные традиции воспитания. Как видим, везде есть свои отрицательные и положительные стороны. Этот опыт говорит о многом. Извлекать же из него нужно лучшее. Согласно исследованиям Б.Ф. Поршнева, и целому ряду западных учёных, занимавшихся проблемами палеопсихологии, общины первобытных людей, с самого начала своего существования на Земле, жили в симбиозе с животными, причём как с травоядными, так и с крупными хищниками. Племя могло существовать на территории обитания волчьей стаи, где участники этого симбиотического сообщества предупреждали друг друга об опасности. Это обеспечивало племени безопасность от тигров, пещерных медведей, с которыми люди могли конкурировать в то время за обладание пещерами. Учёными зафиксирован случай симбиотического сосуществования в естественных условиях обезьяны (бабуина) и стада антилоп. Бабуин питался молоком самок антилоп, и они позволяли ему это делать, так как в минуты опасности он предупреждал стадо криками, приносил детёнышей антилоп в центр стада, охраняемого самцами. Согласно этим данным, рассмотренным в свете теории рекапитуляции, полноценное развитие психики человека невозможно без общения с животными. Следовательно, отказ от общения с животными из-за страхов и комплексов, изоляция детей от животных, всё большее исключение животных из жизни человеческого общества – это путь деградации.

В городе практически единственными крупными животным являются большие собаки. Если ребёнка изолировать и от них, то вырастет человек с искалеченной психикой. Такой человек, разумеется, не должен становиться законодателем и принимать решения, а должен стараться как-то если не совсем избавиться, то хотя бы отчасти смягчить проявления своего комплекса.

 

- А это возможно?

 - Пробелы в детском развитии полностью вряд ли возможно устранить.  Такие люди уже не смогут держать в доме крупную собаку сторожевой породы. Но держать крупную лайку, лабрадора, ретривера, колли, не говоря уже о крупных охотничьих породах, они, безусловно, смогут. Смогут они, благодаря этому, научиться понимать мотивации этих животных и, следовательно, не бояться собак на улице.  (Единственно, я не посоветую таким людям заводить борзых, поскольку это животные с достаточно ранимой психикой, и грубым, неумелым поведением можно просто искалечить этих великолепных благородных собак). Но, главное, такие люди, заведя лайку или лабрадора, разорвут порочный замкнутый круг, и их дети, получив такое воспитание, уже легко смогут, став взрослыми, найти общий язык и с немецкой овчаркой, а внуки – и с восточноевропейской, среднеазиатской и кавказской овчарками. Главное в такой коррекции – постепенность и поэтапность, доброта к животному, ответственность, терпимость, преодоление собственной безграмотности в области кинологии и зоопсихологии.

 

- А что Вы скажете по поводу предложения некоторых депутатов (опубликованном в газете «Пиетербургский дневник» 27. 08. 07) приравнять собак по степени опасности к автомобилям?

 - Очередной маразм страдающих зоофобией людей. Маразм, в сочетании с циничной клеветой на животных. К сожалению, в нашем  далеко не правовом государстве, клевета на животных не карается законом. Назовите мне цифры жертв автомобильных катастроф у нас в стране. Например, для сравнения вспомним: около двадцати тысяч советских военнослужащих погибло за десять лет войны в Афганистане. Под колёсами же автомобилей в нашей стране гибнет ежегодно тридцать тысяч человек, и цифра эта постоянно растёт. И это никого не шокирует. Это считается нормой жизни. Ежедневно гибнут люди под колёсами машин в Петербурге. А сколько людей погибло от зубов собак, например, за всю историю нашего города? По сведениям того же г-на Ю. Андреева на май прошлого года – ни одного. После этого появилось два сообщения в газетах о двух подобных случаях. Подтверждения одного из них, якобы совершённого сторожевой собакой, так и не последовало. Другой опровергнут: оказывается, клошар умер вовсе не от покусов бездомных собак, как это сообщалось сначала, а от передозировки этилового спирта, а неопасные для жизни укусы на его теле были нанесены не бездомными животными, а сторожевой собакой, когда он намеревался проникнуть на охраняемую территорию.  Подчеркну: оба случая не имели отношения к бездомным животным.

Огромное количество жертв на дорогах и, в том числе, детей – это действительно серьёзная проблема. Не менее серьёзная проблема – высокий коэффициент хронических заболеваний у детей в нашем городе, главной причиной которых является загазованность воздуха автомобильными газами. Назову цифры: только 25% детей дошкольного возраста в нашем городе могут считаться относительно здоровыми (в основном – это дети, живущие на окраинах города), тогда как 20-30 лет назад ситуация была прямо противоположной – 75%  здоровых детей в Ленинграде.  Что будет ещё через 20 лет? Каждый автомобиль уничтожает за один час столько же кислорода, сколько требуется для дыхания двухсот человек в течение часа. Число автомобилей в городе постоянно растёт. Под угрозу поставлено уже не просто здоровье, но сама жизнь подрастающего поколения в нашем городе. Но эта проблема даже не рассматривается. Напротив, строятся новые автомобильные заводы, застраиваются излюбленные места отдыха горожан. Сокращается даже площадь прибрежных зон – лёгких нашего города. Берег залива – ближайший общедоступный курорт - превращается в стройку. (И даже прогнозируемый специалистами резкий скачёк онкологических заболеваний среди горожан, к которому приведёт это строительство, не останавливает это безумие). Под смехотворными предлогами вырубаются тополя – выносливые и мощные очистители воздуха. Другие деревья в центре города нередко не выдерживают и гибнут от концентрации выхлопных газов. И на фоне этого поистине гибельного положения ведутся спекуляции в прессе на тему: кого укусила собака? Подумайте, сколько десятков тысяч людей, детей на всю жизнь остались прикованы к постели в результате автомобильных катастроф: сломанные позвоночники, ампутированные конечности, черепно-мозговые травмы. Где вы видели такое количество инвалидов от покусов собак и такой степени тяжести травмы? Незначительные ранения мягких тканей, которые заживают уже через несколько дней. Серьёзные ранения встречаются только при неправильном содержании крупных собак (обычно бойцовых пород) вместе с маленькими детьми в доме. Но тут уж виноваты сами родители. Кроме того, ещё раз подчеркну, это не имеет никакого отношения к бездомным животным. В нашем городе нет ни одного случая гибели человека (или серьёзных ранений) от бездомных собак.

Я бы предложил депутатам (как законодательного собрания города, так и страны) перейти, наконец, от показной суеты, которой они пытаются прикрыть свою законотворческую импотенцию, к настоящим проблемам, в том числе и к осознанию причинно-следственных связей между отменой смертной казни, как высшей меры наказания, и незамедлительно последовавшим за этим небывалым скачком убийств малолетних детей и школьников.

Разумеется, среди депутатов есть и разумные порядочные люди, хотелось бы, чтобы таких было большинство.

Ещё раз хочу остановиться на важнейшем моменте. Когда поднимаются вопросы, касающиеся статистики покусов граждан собаками, в том случае, если нет чёткого разграничения на бойцовых, сторожевых и бездомных собак, – вы имеете дело с завуалированной клеветой на бездомных животных и на животных вообще, поскольку большая часть покусов приходится именно на долю собак сторожевых и бойцовых пород специально натасканных их владельцами и дрессировщиками «на поражение», и, следовательно, привлекать к ответственности и разрабатывать соответствующие законы необходимо по отношению к людям.

Кроме того, и сами люди, заводящие собаку для самоутверждения и устрашения окружающих, принадлежат к вполне определённой прослойке общества, к так называемым «новым русским». Поэтому, очень важно, чтобы господа депутаты, в пылу своего показного рвения, не нанесли серьёзный вред другим категориям ни в чём не повинных владельцев животных, не занимающихся подобной порочной практикой, но, напротив, являющихся вместе со своими питомцами гарантами безопасности на улицах нашего города. Да, именно люди с собаками, фактически заменили собой канувшие в Лету  ДНД и невольно охраняют поздними вечерами спокойствие граждан. Многие девушки и женщины, возвращающиеся с вечерней работы, с вечеринки или из гостей домой, могли бы привести немало примеров, когда, только одним своим присутствием во дворах и на улицах, люди с собаками предотвращали не только действия хулиганов, но и более опасные преступления. К сожалению, ни у кого не хватило благодарности сказать этим людям спасибо за безопасность своей дочери, жены или матери. Никто не задумался даже о том, что именно они, в такой же мере, как и милиция, берегут покой нашего города. А ведь владельцы животных несут дополнительную физическую и материальную нагрузку.

 

- Как Вы относитесь к запрету в ряде стран на ввоз и разведение бойцовых пород?

 - Это вполне разумно. Бойцовые породы собак отбирались из потомства, чья генетика, в результате мутаций, существенно отличалась от нормальной генетики предков собак вообще. В природе отдельные мутировавшие особи обычно растворяются, если вообще выживают. Люди, к сожалению, их нередко культивируют, скрещивая, зачастую, брата с сестрой.  Отклонение от нормы проявляется не только во внешнем виде, но, что хуже всего, в психике. Бойцовая собака не всегда способна контролировать силу своего укуса, поскольку нарушен баланс между нервными процессами торможения и силой сокращения  мышц. Её челюсти сжимаются почти автоматически. И, поэтому, даже не желая нанести серьёзных ранений, например, ребёнку своих хозяев, а лишь намереваясь слегка укусить его за шалость (если ребёнок причиняет собаке боль), такое животное может причинить серьёзные травмы, чего нельзя сказать даже о крупных овчарках (выведенных не в результате мутаций, но в процессе отбора парий), которые всегда способны регулировать силу сокращения мышц челюсти.

 

- А у Вас есть животные?

 - Да, собака и пять кошек.

 

- Какой породы Ваша собака?

 - Пария.

 

- Почему Вы предпочли парию породистой собаке?

 - Эта собака потеряла хозяина, и я взял её домой, когда она замерзала на улице. Все проблемы человеческого общества, даже самые важные, искусственно порождены самим человеком. Разумеется, коль скоро они существуют, их нужно решать. Но, нередко, люди, погружаясь в них, забывают о главном предназначении человека на Земле – быть хранителем Природы, защитником живых существ. Я глубоко убеждён в том, что каждый человек, хотя бы однажды в своей жизни должен выручить из беды животное, способствовать при всякой возможности, сохранению диких видов растений и животных и их мест обитания. Только тогда человек реализует себя как полноценное духовное существо, а не просто материальное образование. Конечно, не следует причинять зло и людям, но доброта только лишь к людям, в сочетании с жестокостью или безразличием к братьям меньшим и к Природе, - есть не более чем видовой эгоцентризм.

 

- Распространено мнение, будто собаки нападают на тех, кто их боится. Это действительно так?

 - Да, такое невежественное представление действительно существует. К сожалению, подкрепляют его полуграмотные (в области зоопсихологии) кинологи. Большинство отечественных кинологов имеют неплохие практические навыки умения обращаться с животными, но весьма поверхностный уровень теоретических базовых знаний. Собака действительно чувствует, боится её человек или нет, но из этого вовсе не следует, что она непременно будет нападать на всякого человека, который её боится. Бродячие или бездомные собаки не только не нападают без причины, они не нападают даже на тех людей, которые их очень боятся. У них просто нет мотивации нападать на боящихся их прохожих, не желающих, при этом, обидеть животных. Человек – это примат. Собаки или их дикие предки в природе не вступают в борьбу за территорию с приматами. Приматы также не являются пищей для семейства собачьих. Напомню, что десятки тысяч лет стаи парий сосуществовали в симбиозе с общинами первобытных людей. Сосуществующие в симбиозе виды предупреждают друг друга об общей опасности и иногда защищают друг друга. Современные бездомные собаки, обитающие в городах, воспринимают своё сосуществование с людьми, которые подкармливают их, именно как симбиоз, и поэтому, в буквальном смысле смотрят на людей, как на друзей, независимо от того, боятся их люди или нет. К сожалению, существуют злые люди, которые вносят свои патогенные изменения в эти добрососедские отношения, и, вследствие этого, многие животные уже давно научились дифференцировать человеческое общество на добрых и злых. Подчеркну: животные чувствуют злых людей. Поэтому, если на кого-то зарычала бродячая собака – это вовсе не от того, что человек её боится. (Правда, следует сказать и о некоторых особых вариантах поведения животных: со мной были удивительные случаи, когда бездомные незнакомые собаки своим лаем, а иногда - вороны своим атакующим, на первый взгляд, поведением предупреждали меня об опасности впереди. Животные обладают великолепной интуицией и, как уже говорилось выше, нередко предостерегают тех, кто сосуществует с ними в симбиозе).

 Совсем другое дело – отношения хозяина и собаки в доме. Семью собака воспринимает как стаю, и если конкретному животному присуще стремление к доминированию (что наблюдается у перворождённых самцов сторожевых пород), оно не будет подчиняться слабому человеку. Однако и цели уничтожения человека собака преследовать не будет. Здесь просто начнётся борьба за власть друг над другом. Кинологи часто проецируют эти отношения внутри стаи на отношения между популяциями разных видов, что является грубейшей ошибкой.

И мне бы хотелось посоветовать тем людям, которые боятся собак: живите спокойно, если вы не желаете зла животным, вам с их стороны ничего не угрожает.

Много лет мне приходилось общаться с женщиной, которая боялась даже небольших собак, но, при этом, за все её 70 лет жизни, её ни разу не кусали не только собаки, но даже гадюки, которым ей случалось наступать на хвост в лесу.  Несмотря на свой страх перед животными, она придерживалась твёрдого убеждения не причинять им зла. И они также не причиняли ей зла.

Здесь уместно было бы вспомнить слова Пифагора: «Человек, не делай другим живым того, чего не желаешь, чтобы они делали тебе», повторённые Христом.

 

- Вы коснулись вопроса отношения к животным и к Природе в буддизме, в учении Пифагора, в индийской культуре. Но мы живём в православной, по-преимуществу, стране. Что Вы можете сказать об отношении к животным в христианской традиции?

  Это очень обширная тема. Я посвятил ей целую главу своей книги. Здесь же, чтобы быть кратким, лишь напомню общеизвестные факты:

I. Первоначальный Рай (согласно книге Бытия) был населён животными и растениями.

II. Христос родился среди животных.

III. Христос удалился из человеческого общества в общество диких животных, когда Ему необходимо было принять главное решение в Его жизни, касающееся выбора жизненного пути, и отбросить все сомнения. Напомню, что в Евангелии от Марка подчёркивается, что Он был в этот период со зверями, и это соответствует содержанию Евангелия Мира. (Кроме того, это очень созвучно с представлениями древних о способности животных отгонять злых духов).

IV. Христос никогда, даже тогда, когда это было предписано законом, не ел мяса (разумеется, Он делал это не ради здорового образа жизни).

V. В «Апокалипсисе» Христос является перед Иоанном Богословом в образе животного (агнца), Его сопровождают животные (бык, орёл и лев). Даже если к этому относиться как к символам, - эти символы о многом говорят.

VI. Христианство запрещает жертвоприношения животных.

VII. Одно из лиц Святой Троицы (Святой Дух) является в образе животного (напомню, что птицы тоже принадлежат к животным) и никогда не является в образе человека.

VIII. Святой Христофор, на ранневизантийских и старинных русских иконах, изображался, подобно египетскому Анубису, с собачьей головой.

IX. Многие святые отцы говорили о необходимости милосердного отношения христианина к животным, об ожидании всеми живыми существами и всей Природой освобождения человека от своей греховности и о вхождении их в будущий, обновлённый Христом, горний мир.

X. Многие святые своим примером показывали возможность гармоничного сосуществования человека с Природой и животными (в том числе и с крупными дикими хищниками). Многие из них лечили раненых животных или, как, например, Серафим Саровский, нередко отдавали животным, которых они подкармливали, последний кусок хлеба, сами оставаясь при этом голодными. Эта святоотеческая традиция есть ни что иное, как повторение святыми в своей жизни примера Христа, запечатлённого в Евангелии Мира и, очевидно, в устных преданиях, известных им, а также в Евангелии от Марка.

Разумеется, в Христианстве, как и в любой другой религии, мы встретим и ряд противоречий. Это обусловлено тем, что любая религия формируется не только её основоположником, но и последователями, которые и вносят эти противоречия. Так, например, Будда исповедывал ахимсу (непричинение зла живому), не ел мяса. Одна часть его последователей тоже придерживается этого принципа. Другие же (принадлежащие к ветви буддизма, называемой махайаной) игнорируют пример своего Учителя.

 

                продолжение Интервью

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031