Фундаментальные основы гармоничного развития личности ребёнка в условиях семейного воспитания
М.Б.
Новиков-Новгородцев
Фундаментальные
основы гармоничного развития личности ребёнка в условиях семейного воспитания
Наличие
полной семьи.
Мальчик, воспитанный в полной семье идентифицирует
себя с отцом, без чего невозможно построение полноценных отношений в его
будущей семье с супругой. Мальчик, у которого отец покинул семью, практически
не способен к сохранению своей будущей семьи, так как свои отношения с мамой и
бабушкой всегда будет проецировать на свои отношения с будущей женой, поскольку
другого алгоритма поведения просто не знает. Более того, в отношениях со
сверстниками, имевшими отцов, у такого ребёнка будет развиваться комплекс
неполноценности. Если же обратиться к ещё более глубоким изучениям последствий
безотцовщины, а конкретно кфилософско-религиозным
воззрениям людей, воспитывавшихся в неполных семьях, то мы увидим, что эти люди
не способны представить антропоморфное патриархальное Божество добрым и
развивают различные теории «злого бога».
Девочка, воспитанная в неполной семье также не имеет
наглядного примера построения отношений матери с отцом, и тоже, став взрослой,
практически не способна к сохранению семьи.
Здесь необходимо подчеркнуть, что те семьи, где один
из родителей погиб или умер, не следует считать неполными с точки зрения психического
развития ребёнка (но не с экономической, разумеется). Воспитание в такой семье
не является травмирующим фактором для психики ребёнка. Наличие в семье отчима
или мачехи – достаточно травмирующий фактор, в большей или меньшей степени, в
зависимости от характера последнего (последней). Но уход одного из родителей из
семьи (а в нашей стране это чаще всего отец), ради удовлетворения своих, как
правило, эгоцентрических потребностей, для ребёнка является сильнейшим
травмирующим фактором и воспринимается им как предательство.
Отцовская и материнская любовь – важнейшее условие
развития здоровой личности ребёнка.
Подготовка
ребёнка к вступлению в коллектив сверстников (до трёх лет)
Ребёнок, лишённый регулярного общения в коллективе
сверстников в период с трёх до семи лет (то есть в возрасте, сензитивном для
развития коммуникативных способностей) фактически не сможет адаптироваться к
коллективу сверстников в школе. Но к поступлению ребёнка в детский сад его
нужно начинать готовить с того момента, как он научится ходить, а желательно и
ранее, то есть водить его ежедневно на детские площадки, в гости, где есть
маленькие дети и т.д. Кроме того, нравственные нормы, прививаемые ребёнку
теоретически, ему очень трудно будет реализовывать в жизни из-за недостатка опыта
общения со сверстниками в раннем детстве, когда отношения строятся на уровне
подсознания и, потому, более естественны, а негативный опыт практически
безболезнен, чего нельзя сказать уже о школьном возрасте, когда отрицательные
эмоции, возникающие в процессе общения, порождают не опыт, но злопамятство. Это
связано с особенностями мышления и памяти ребёнка в эти периоды жизни.
Адаптация
ребёнка к мелким и крупным животным.
Профилактика
зоофобии.
Ребёнок, лишённый в детстве общения с крупными
животными, не сможет избавиться от зоофобии в продолжение всей своей взрослой
жизни. Поскольку человечество на всёмпротяжении своей истории развивалось в непосредственном и постоянном
общении с разнообразными крупными и мелкими животными, то, согласно теории рекапитуляции, а также
исследованиям в области палеопсихологии профессора Поршнева Б.Ф. (Поршнев Б.Ф. Проблемыпалеопсихологии. О начале человеческой
истории. М., «Мысль», 1974), личность каждого современного человека (и в
особенности её нравственные и волевые свойства) не может полноценно и
гармонично развиваться вне общения с крупными и мелкими животными.Сензитивным возрастом для приобщения ребёнка
к крупным животным может быть как школьный, так и дошкольный возраст (в
зависимости от вида и породы животных). Но в раннем возрасте уже необходимо
начинать приобщать ребёнка к маленьким животным, так как без этого не сможет
своевременно развиться позитивное эмоциональное отношение к животным вообще.
Приобщение
ребёнка к традиционной культуре.
Только приобщаясь к традиционным культурным традициям,
содержащим в своей основе стержневой архетип (причём в позитивной его форме)
личность может раскрыть в себе этот архетип, заложенный генетически, то есть
реализоваться в полном смысле этого слова.
Приобщение
ребёнка к Природе.
Человек, в продолжение всей своей жизни, любит то и
тех с чем и с кем он духовно соприкасался в детстве. Ребёнок, лишённый общения
с Природой, вырастет урбанизированным человеком, и в стрессах, которые
неизбежно несёт город и современная технократическая цивилизация, он не сможет
релаксироваться, так как лучший и универсальный способ релаксации – это контакт
с Природой. Такой человек будет искать нездоровые формы релаксации: чрезмерное
употребление пищи и алкоголя; курение; наркотики; чрезмерное увлечение сексом,
приводящее к импотенции, извращениям и заболеваниям.
Наличие
положительного примера взрослого.
Открытость
Мирозданию.
Положительный пример взрослого обычно относят к
педагогическим методам нравственного воспитания, то есть к области педагогики,
а не психологии. Но недооценка этого важнейшего момента психологами приводит к
крайне запущенным формам дисгармоничного формирования личности. Достаточно
вспомнить, что во всех позитивных традиционных культурах и во всех позитивных
религиозных учениях именно нравственность является выражением духа человека,
тогда как дух – это сердцевина души. Материалистическая психология,
базирующаяся на материалистической философии, лишает психику человека этой
сердцевины, формируя своим вмешательством искалеченную личность. Ребёнку
недостаточно только дать материнскую и отцовскую любовь, окружить сверстниками,
Природой, животными. Взрослый должен постоянно показывать своим примером своё
положительное добросердечное, бережное отношение к людям (независимо от их
социального статуса), к детям, к животным (независимо от их породы и
материальной значимости для человека), к растениям, рекам, озёрам, лесам.Именно нравственное здоровье человека – есть
главное условие полноценного и гармоничного развития личности, раскрытия в ней
изначального Космогонического архетипа. Современные психологи, пытаясь
врачевать души людей, зачастую не учитывают этот основополагающий фактор, без
которого индивид формируется как антисистема внутри большей системы, частью
которой он является, в том числе включая и его психику, то, что на языке
религии называется душой, а на языке физики - энерго-информационным полем. (Исследования энерго-информационных полей людей,
и в том числе умерших, уже третий
десяток лет проводятся в Санкт-Петербургском институте оптики и механики).
Таким образом, он превращается в своего рода раковую опухоль Мироздания. И
Мироздание, в свою очередь, стремится к уничтожению такого индивида на всех
уровнях, в том числе на уровне энергоинформационном.
Отдельно следует сказать, что воспитание ребёнка в рамках
конфессии, не просто противопоставившей себя и своих членов, но являющейся
откровенно враждебной всему остальному миру, то есть некоей антисистемы (термин Л.Н. Гумилёва), не
сразу, но с неизбежностью нарастающего снежного кома приведёт к тем или иным
расстройствам психики.
Построение
субъект-субъектных отношений между взрослым и ребёнком.
Это, пожалуй, единственная из всех вышеперечисленных
тем, которая достаточно хорошо освещена в современной литературе по психологии.
С ребёнком необходимо быть в диалоге, относиться к нему как к личности, а не
как к объекту воспитания, в противном случае все усилия могут оказаться
тщетными и принести обратный результат или нанести серьёзный вред психике
ребёнка.