Фундаментальные основы гармоничного развития личности ребёнка в условиях семейного воспитания - Статьи по психологии - Каталог статей - Дворянское собрание

Дворянское собрание Санкт-Петербурга

Среда, 22.02.2017, 15:57

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Статьи по психологии

Фундаментальные основы гармоничного развития личности ребёнка в условиях семейного воспитания

М.Б. Новиков-Новгородцев

Фундаментальные основы гармоничного развития личности ребёнка в условиях семейного воспитания

 

Наличие полной семьи.

Мальчик, воспитанный в полной семье идентифицирует себя с отцом, без чего невозможно построение полноценных отношений в его будущей семье с супругой. Мальчик, у которого отец покинул семью, практически не способен к сохранению своей будущей семьи, так как свои отношения с мамой и бабушкой всегда будет проецировать на свои отношения с будущей женой, поскольку другого алгоритма поведения просто не знает. Более того, в отношениях со сверстниками, имевшими отцов, у такого ребёнка будет развиваться комплекс неполноценности. Если же обратиться к ещё более глубоким изучениям последствий безотцовщины, а конкретно к  философско-религиозным воззрениям людей, воспитывавшихся в неполных семьях, то мы увидим, что эти люди не способны представить антропоморфное патриархальное Божество добрым и развивают различные теории «злого бога».

Девочка, воспитанная в неполной семье также не имеет наглядного примера построения отношений матери с отцом, и тоже, став взрослой, практически не способна к сохранению семьи.

Здесь необходимо подчеркнуть, что те семьи, где один из родителей погиб или умер, не следует считать неполными с точки зрения психического развития ребёнка (но не с экономической, разумеется). Воспитание в такой семье не является травмирующим фактором для психики ребёнка. Наличие в семье отчима или мачехи – достаточно травмирующий фактор, в большей или меньшей степени, в зависимости от характера последнего (последней). Но уход одного из родителей из семьи (а в нашей стране это чаще всего отец), ради удовлетворения своих, как правило, эгоцентрических потребностей, для ребёнка является сильнейшим травмирующим фактором и воспринимается им как предательство.

Отцовская и материнская любовь – важнейшее условие развития здоровой личности ребёнка.

 

Подготовка ребёнка к вступлению в коллектив сверстников (до трёх лет)

Ребёнок, лишённый регулярного общения в коллективе сверстников в период с трёх до семи лет (то есть в возрасте, сензитивном для развития коммуникативных способностей) фактически не сможет адаптироваться к коллективу сверстников в школе. Но к поступлению ребёнка в детский сад его нужно начинать готовить с того момента, как он научится ходить, а желательно и ранее, то есть водить его ежедневно на детские площадки, в гости, где есть маленькие дети и т.д. Кроме того, нравственные нормы, прививаемые ребёнку теоретически, ему очень трудно будет реализовывать в жизни из-за недостатка опыта общения со сверстниками в раннем детстве, когда отношения строятся на уровне подсознания и, потому, более естественны, а негативный опыт практически безболезнен, чего нельзя сказать уже о школьном возрасте, когда отрицательные эмоции, возникающие в процессе общения, порождают не опыт, но злопамятство. Это связано с особенностями мышления и памяти ребёнка в эти периоды жизни.

 

Адаптация ребёнка к мелким и крупным животным.

Профилактика зоофобии.

Ребёнок, лишённый в детстве общения с крупными животными, не сможет избавиться от зоофобии в продолжение всей своей взрослой жизни. Поскольку человечество на всём  протяжении своей истории развивалось в непосредственном и постоянном общении с разнообразными крупными и мелкими животными, то, согласно теории рекапитуляции, а также исследованиям в области палеопсихологии профессора Поршнева Б.Ф. (Поршнев Б.Ф. Проблемы  палеопсихологии. О начале человеческой истории. М., «Мысль», 1974), личность каждого современного человека (и в особенности её нравственные и волевые свойства) не может полноценно и гармонично развиваться вне общения с крупными и мелкими животными.  Сензитивным возрастом для приобщения ребёнка к крупным животным может быть как школьный, так и дошкольный возраст (в зависимости от вида и породы животных). Но в раннем возрасте уже необходимо начинать приобщать ребёнка к маленьким животным, так как без этого не сможет своевременно развиться позитивное эмоциональное отношение к животным вообще.

 

Приобщение ребёнка к традиционной культуре.

Только приобщаясь к традиционным культурным традициям, содержащим в своей основе стержневой архетип (причём в позитивной его форме) личность может раскрыть в себе этот архетип, заложенный генетически, то есть реализоваться в полном смысле этого слова.

 

Приобщение ребёнка к Природе.

Человек, в продолжение всей своей жизни, любит то и тех с чем и с кем он духовно соприкасался в детстве. Ребёнок, лишённый общения с Природой, вырастет урбанизированным человеком, и в стрессах, которые неизбежно несёт город и современная технократическая цивилизация, он не сможет релаксироваться, так как лучший и универсальный способ релаксации – это контакт с Природой. Такой человек будет искать нездоровые формы релаксации: чрезмерное употребление пищи и алкоголя; курение; наркотики; чрезмерное увлечение сексом, приводящее к импотенции, извращениям и заболеваниям.

 

Наличие положительного примера взрослого.

Открытость Мирозданию.

Положительный пример взрослого обычно относят к педагогическим методам нравственного воспитания, то есть к области педагогики, а не психологии. Но недооценка этого важнейшего момента психологами приводит к крайне запущенным формам дисгармоничного формирования личности. Достаточно вспомнить, что во всех позитивных традиционных культурах и во всех позитивных религиозных учениях именно нравственность является выражением духа человека, тогда как дух – это сердцевина души. Материалистическая психология, базирующаяся на материалистической философии, лишает психику человека этой сердцевины, формируя своим вмешательством искалеченную личность. Ребёнку недостаточно только дать материнскую и отцовскую любовь, окружить сверстниками, Природой, животными. Взрослый должен постоянно показывать своим примером своё положительное добросердечное, бережное отношение к людям (независимо от их социального статуса), к детям, к животным (независимо от их породы и материальной значимости для человека), к растениям, рекам, озёрам, лесам.  Именно нравственное здоровье человека – есть главное условие полноценного и гармоничного развития личности, раскрытия в ней изначального Космогонического архетипа. Современные психологи, пытаясь врачевать души людей, зачастую не учитывают этот основополагающий фактор, без которого индивид формируется как антисистема внутри большей системы, частью которой он является, в том числе включая и его психику, то, что на языке религии называется душой, а на языке физики - энерго-информационным полем. (Исследования энерго-информационных полей людей, и в том числе умерших,  уже третий десяток лет проводятся в Санкт-Петербургском институте оптики и механики). Таким образом, он превращается в своего рода раковую опухоль Мироздания. И Мироздание, в свою очередь, стремится к уничтожению такого индивида на всех уровнях, в том числе на уровне энергоинформационном.

Отдельно следует сказать, что воспитание ребёнка в рамках конфессии, не просто противопоставившей себя и своих членов, но являющейся откровенно враждебной всему остальному миру, то есть некоей антисистемы (термин Л.Н. Гумилёва), не сразу, но с неизбежностью нарастающего снежного кома приведёт к тем или иным расстройствам психики.

 

Построение субъект-субъектных отношений между взрослым и ребёнком.

Это, пожалуй, единственная из всех вышеперечисленных тем, которая достаточно хорошо освещена в современной литературе по психологии. С ребёнком необходимо быть в диалоге, относиться к нему как к личности, а не как к объекту воспитания, в противном случае все усилия могут оказаться тщетными и принести обратный результат или нанести серьёзный вред психике ребёнка.

 

 

 

 

  

Категория: Статьи по психологии | Добавил: Nob (04.01.2010)
Просмотров: 21679 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
2  
Приветствую, тёзка!
АРИСТОлогическая Школа Человеческой ЖИЗНИ
разве не нужна, что ты про неё не указываешь?

1  
а зачем готовить к садику, если можно дома воспитывать/
а также приглашать помощников в этом и детей других?

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Статьи по психологии [5]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск