Архетип, отражённый в
древнеславянской традиции и коррекция отношений в семье
Методики психологической коррекции, базирующиеся на
теориях, в основе которых лежит атеистический взгляд (как на психику человека,
так и на весь окружающий человека мир) подобны тому, как если бы врач пытался
лечить тело, ампутировав ему предварительно голову. Такиетеории и методики, принося в некоторых
случаях временный результат, не избавляют психику человека от проблем и
комплексов. Не случайно, что люди, обращавшиеся прежде к психологам за помощью,
впоследствии предпочитают обратиться к священникам. Но и священники лишь
отчасти могут помочь этим людям. Дело в том, что только взгляд на себя как на органичную
часть Мироздания, позволяет человеку избавиться от тех или иных проблем
психологического характера и найти в себе духовные силы и терпение для
преодоления их. Ключом к их решению является архетип, который должен увидеть
человек в себе самом и в окружающих его живых существах. Архетип – это изначальный
образ Божества, присутствующий в людях, животных, растениях, во всей Природе и
проявляющийся во всём многообразии. Увидеть себя ветвью этого Древа Жизни,
ощутить его соки в себе, осознать своё место и предназначение – это и есть
достижение подлинной духовной и душевной гармонии с собой и с миром. Позволяют
это сделать (причём и на сознательном и на подсознательном уровнях) именно те глубинные
народные традиции, которые содержат в себе ведическую основу. В древнейших славянских
мифах, обрядах, костюмах и обрядовых песнях запечатлено видение архетипа
Космогонического Божества, телом которого является Мироздание в целом и каждое
живое существо (сохраняющее в себе Его Дух) в отдельности. Утрата или
повреждение в себе этого Духа и приводит человека к тем или иным
психологическим проблемам, а в тяжёлых случаях и к психическим заболеваниям.
Древнерусские праздники, костюмы, обряды, былины и
песни являются «умозрением в красках» и в образах, органичным отражением
древних ведических откровений в народном сознании. Даже само созерцание этих
образов и участие в этих праздниках гармонизирует психику человека. А расшифровка
и осознание символики, скрытой в орнаментах, мифах, обрядах является сильнейшим
фактором позитивного влияния на мотивации личности, волю, эмоции. Любые
нарушения отношений личность - окружающий мир начинаются с доминирования в
человеке низших мотиваций над высшими. Человек постепенно превращается в
потребителя, будь то по отношению к Природе или к обществу. И если мы посмотрим
на человека как на клетку организма Мироздания (а именно таков взгляд
ведического мировоззрения, отражённого в древнеславянской традиции), то такой
человек предстанет перед нами как глубоко больная клетка этого организма. И
такая болезнь начинается с чисто функциональных нарушений в поведении личности
по отношению к окружающему миру. Но при отсутствии коррекции или самокоррекции
эти нарушения способны перейти в органические, и, в конце концов, - в
необратимые.
Подробное исследование ведического мировоззрения
протославян, отражённого в мифах, обрядах, праздниках, костюмах, орнаментах, а
также архетипа, заключённого в них, изложено в моих книгах «Праздники народного
календаря. Древнерусский обрядовый костюм», «Ведическое мировоззрение
протославян…».
Народная практика выработала эффективные методы
корреляции семейных взаимоотношений. Когда в семье бабушка и дедушка, папа и
мама проводят со своим потомством древние народные обряды, игры и праздники, то
дети вырастают гармонично развитыми. Начиная с домашнего обряда Крестин (который
проводился в доме после церковного обряда Крещения) ребёнок вводится в мир древней
славянской традиции. Дети участвуют в праздниках народного календаря.
Говоря о гармоничном построении отношений в семье,
следует подчеркнуть, что это возможно только в том случае, если рассматривать
семью как некий орган, функционирующий в большем организме. Взгляд на семью как
на нечто автономное неизбежно приведёт к несоответствию в отношениях семья –
общество, семья – Природа, семья – Мироздание, то есть к семейному эгоизму. (В
биологии это можно сопоставить с группой клеток, односторонне изолировавшихся
от организма, прекративших выполнять свои функции (как некий долг перед
организмом), но продолжающих потреблять питательные вещества). И это со
временем приводит к нарушению семейных взаимоотношений между родителями и
детьми, а также, в значительном количестве случаев, и между супругами.В своё время Макаренко говорил об этом, хотя
он обращал внимание лишь на один аспект этой проблемы: семья – общество, не
придавая серьёзного значения Природе, как важнейшему фактору воздействия на
психику и воспитание человека[1]. В
наше же время говорить о каких-то обязанностях индивидуума или семьи по
отношению к внешнему миру стало совсем не модно, в том числе и среди
психологов. Но именно в этом кроются причины превращения семьи из здорового
органа в опухоль по отношению к Мирозданию и, как следствие, причины начала
патологических процессов внутри самой семьи. Только понимание этих глубинных
подлинных причин даёт возможность говорить о коррекциии корреляции внутрисемейных отношений.
[1] Согласно теории рекапитуляции, личность в своём
развитии проходит все стадии психического развития человечества, первые этапы
которого проходили в непосредственном контакте с животными и Природой(Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы
палеопсихологии. М., «Мысль», 1974).