Дворянское собрание Санкт-Петербурга

Суббота, 29.04.2017, 20:39

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Статьи по психологии

Коррекция внутрисемейных отношений

М.Б. Новиков-Новгородцев

Архетип, отражённый в древнеславянской традиции и коррекция отношений в семье

 

Методики психологической коррекции, базирующиеся на теориях, в основе которых лежит атеистический взгляд (как на психику человека, так и на весь окружающий человека мир) подобны тому, как если бы врач пытался лечить тело, ампутировав ему предварительно голову. Такие  теории и методики, принося в некоторых случаях временный результат, не избавляют психику человека от проблем и комплексов. Не случайно, что люди, обращавшиеся прежде к психологам за помощью, впоследствии предпочитают обратиться к священникам. Но и священники лишь отчасти могут помочь этим людям. Дело в том, что только взгляд на себя как на органичную часть Мироздания, позволяет человеку избавиться от тех или иных проблем психологического характера и найти в себе духовные силы и терпение для преодоления их. Ключом к их решению является архетип, который должен увидеть человек в себе самом и в окружающих его живых существах. Архетип – это изначальный образ Божества, присутствующий в людях, животных, растениях, во всей Природе и проявляющийся во всём многообразии. Увидеть себя ветвью этого Древа Жизни, ощутить его соки в себе, осознать своё место и предназначение – это и есть достижение подлинной духовной и душевной гармонии с собой и с миром. Позволяют это сделать (причём и на сознательном и на подсознательном уровнях) именно те глубинные народные традиции, которые содержат в себе ведическую основу. В древнейших славянских мифах, обрядах, костюмах и обрядовых песнях запечатлено видение архетипа Космогонического Божества, телом которого является Мироздание в целом и каждое живое существо (сохраняющее в себе Его Дух) в отдельности. Утрата или повреждение в себе этого Духа и приводит человека к тем или иным психологическим проблемам, а в тяжёлых случаях и к психическим заболеваниям.

Древнерусские праздники, костюмы, обряды, былины и песни являются «умозрением в красках» и в образах, органичным отражением древних ведических откровений в народном сознании. Даже само созерцание этих образов и участие в этих праздниках гармонизирует психику человека. А расшифровка и осознание символики, скрытой в орнаментах, мифах, обрядах является сильнейшим фактором позитивного влияния на мотивации личности, волю, эмоции. Любые нарушения отношений личность - окружающий мир начинаются с доминирования в человеке низших мотиваций над высшими. Человек постепенно превращается в потребителя, будь то по отношению к Природе или к обществу. И если мы посмотрим на человека как на клетку организма Мироздания (а именно таков взгляд ведического мировоззрения, отражённого в древнеславянской традиции), то такой человек предстанет перед нами как глубоко больная клетка этого организма. И такая болезнь начинается с чисто функциональных нарушений в поведении личности по отношению к окружающему миру. Но при отсутствии коррекции или самокоррекции эти нарушения способны перейти в органические, и, в конце концов, - в необратимые.

Подробное исследование ведического мировоззрения протославян, отражённого в мифах, обрядах, праздниках, костюмах, орнаментах, а также архетипа, заключённого в них, изложено в моих книгах «Праздники народного календаря. Древнерусский обрядовый костюм», «Ведическое мировоззрение протославян…».

Народная практика выработала эффективные методы корреляции семейных взаимоотношений. Когда в семье бабушка и дедушка, папа и мама проводят со своим потомством древние народные обряды, игры и праздники, то дети вырастают гармонично развитыми. Начиная с домашнего обряда Крестин (который проводился в доме после церковного обряда Крещения) ребёнок вводится в мир древней славянской традиции. Дети участвуют в праздниках народного календаря.  

Говоря о гармоничном построении отношений в семье, следует подчеркнуть, что это возможно только в том случае, если рассматривать семью как некий орган, функционирующий в большем организме. Взгляд на семью как на нечто автономное неизбежно приведёт к несоответствию в отношениях семья – общество, семья – Природа, семья – Мироздание, то есть к семейному эгоизму. (В биологии это можно сопоставить с группой клеток, односторонне изолировавшихся от организма, прекративших выполнять свои функции (как некий долг перед организмом), но продолжающих потреблять питательные вещества). И это со временем приводит к нарушению семейных взаимоотношений между родителями и детьми, а также, в значительном количестве случаев, и между супругами.  В своё время Макаренко говорил об этом, хотя он обращал внимание лишь на один аспект этой проблемы: семья – общество, не придавая серьёзного значения Природе, как важнейшему фактору воздействия на психику и воспитание человека[1]. В наше же время говорить о каких-то обязанностях индивидуума или семьи по отношению к внешнему миру стало совсем не модно, в том числе и среди психологов. Но именно в этом кроются причины превращения семьи из здорового органа в опухоль по отношению к Мирозданию и, как следствие, причины начала патологических процессов внутри самой семьи. Только понимание этих глубинных подлинных причин даёт возможность говорить о коррекции  и корреляции внутрисемейных отношений.

 

 



[1] Согласно теории рекапитуляции, личность в своём развитии проходит все стадии психического развития человечества, первые этапы которого проходили в непосредственном контакте с животными и Природой (Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М., «Мысль», 1974).

Категория: Статьи по психологии | Добавил: Nob (04.01.2010)
Просмотров: 2177 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Категории раздела

Статьи по психологии [5]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск